Каждый год с наступлением нового учебного процесса у многих родителей возникают вопросы: «Почему ребёнок не учится, и как заставить его это делать?»
Некоторые прибегают к самому простому методу – наказанию, другие пытаются решить эту задачу уговорами, третьи обращаются к психологу. Стоит отметить, что ни один метод на самом деле не сработает: наказывая ребенка, вы травмируете его, уговаривая – вряд ли чего-то добьетесь, он в конце концов перестанет вас слушать и все, а психолог тоже не волшебник – не получится у него взмахнуть волшебной палочкой или мотивирующим ремнем и сделать послушного паиньку.
Лучше попросить психолога помочь разобраться в себе и в семье – почему мотивация не появилась или куда пропала. Вы увидите, что основная проблема будет в вас, а не в ребенке.
Учиться «надо» – а зачем?
Попробуйте хотя бы для себя ответить на вопросы:
– Ваш ребёнок видит, что вы сами тоже чему-то учитесь?
– А как долго вы сами будете продолжать делать то, что для вас является бессмысленным, при этом не получая внутреннего вознаграждения и не видя результата?
– У вас самих-то есть она, высокая мотивация, при рутинных и неинтересных обязанностях?
– Каково это – быть без свободного времени, но постоянно находиться под прицелом оценок?
– А вы-то вы легко оправдываете ожидания других?
– Ну и наконец – вы счастливы?
Конечно, многие не согласятся и начнут говорить про слово «надо»!
Возможно, вы огорчитесь, но с новым поколением это слово не работает. Наши детки часто и умело задаются вопросом: «Зачем?», и стоит отметить, что сконцентрированы они только на том, в чём видят смысл. Если у нас не получается его «показать», они находят самостоятельно «осмысленное» и чаще всего то, что связанно с удовольствием (например, игра).
к оглавлению ↑План действий 
Требовательные слова «должен», «надо» говорят о развитии отдела мозга, отвечающего за контроль над импульсами, в современном мире у детей именно эта часть мозга начинает работать намного позже. У подростков же она может даже выпасть из активности.
Но это решаемо, для того чтобы слова с этой частью мозга работали вместе, необходимо:
– иметь ежедневное расписание и режим дня;
– стараться максимально планировать и чтобы у ребёнка в этих планах была постоянная, пусть и небольшая, но ответственность;
– создать определенные ритуалы семьи – например, поощрение вопросов и поиски ответов, когда вы все вместе узнаете что-то новое;
– и главное, пусть ваши ценности будут не на словах, а совпадают с вашими поступками, чтобы не было «двойных посланий» (например, говорить «курить плохо», а самому продолжать это делать).
к оглавлению ↑
А вы идете на работу с мотивацией?
Давайте рассмотрим параллели, как ребенок идёт в школу с мотивацией и как взрослый отправляется на работу с мотивацией.
– Игровая мотивация – ребёнок может в школу приносить игрушки или «играть» по своим правилам и в любой момент может сказать «стоп игра», выйдя из учебного процесса. Взрослый – «играет», не подчиняется режиму рабочего дня, дедлайнам, делает только то, что интересно, и избегает ответственности.
– Социальная мотивация – это когда ребёнок идет в школу для дружбы, и, как правило, в ущерб учебе. Если его отношения там не сложатся, может отказаться учиться. Взрослый – идёт для удовлетворенности контактами, например, в рабочее время сидит в социальных сетях.
– Мотивация достижений, то есть ребёнок отправляется в школу за одними пятёрками, если не получается быть «на коню», мотивация снизится. Взрослый пойдет на работу за определенным статусом, признанием коллег, похвалой начальства и зарплатой.
– Учебная мотивация – ребёнок осознанно идёт в школу просто учиться, взрослый – чтобы реализовать свой потенциал.
Учебная мотивация – самая зрелая, то есть до неё часто нужно просто дозреть, поэтому и не отдают детишек до 7 лет в школу.
к оглавлению ↑Как быть и что делать?
Возьмите за основу версию, что у любого здорового ребёнка, которому ничего не угрожает и который чувствует себя в безопасности, должно быть нормальное естественное стремление – развиваться, «расти-жить».
Если эта мотивация снизилась или вовсе пропала, то возможно:
1.Ребёнку небезопасно и страшно
Имейте в виду, когда ему страшно, он перестанет воспринимать новую информацию, когда он пребывает в хроническом стрессе в первую очередь страдает долговременная память, и детям действительно становится сложно запоминать стихи, таблицы и формулы.
Чего может бояться ребенок:
– в определенный момент он упустил азы или предыдущий материал, и теперь волнуется за неуспеваемость;
– у ребёнка появился страх перед конкретным учителем;
– у ребёнка плохие отношения с некоторыми одноклассниками, например, из-за того, что они его дразнят.
– ребёнок испытывает боязнь совершения ошибок – ведь школа по большей части заточена на поиск ошибок, а не на подчеркивание успехов. Здесь ваша задача состоит в том, чтобы ребёнок понял, что ошибаться можно, а вы должны всегда отмечать успехи и приложенные усилия ребенка.
– ребенок стесняется ходить в школе в туалет, и ему гораздо легче саботировать занятия, чем сознаться в этом.
2. Ребёнок просто устал
Следите за его самочувствием не только когда температура, если заметите бледность, синяки под глазами – пропейте курс витаминов, дайте возможность отоспаться и как можно чаще гуляйте.
3. Ребенок оказывает сопротивление
Это может быть сопротивление:
– всей школьной системе – её жестким правилами, обязанностям, авторитарности, лично школе – за отсутствие свободного времени;
– учителю, который не вызывает доверия и уважения;
– родителям – например, когда родители думают только о «фасаде» успешности, когда они оказывают давление или бывают несправедливы. Ребёнок даже может мстить за причиненную боль и обиды;
– родителям, у которых самооценка напрямую зависит от успеха детей;
– родителям – перфекционистам.
4. Ребёнка могут раздирать внутренние причины:
– разочарование – не верит, что может быть успешным;
– считает свои действия бессмысленными;
– неуверенность в себе;
– неуспешность – для него это способ привлечения внимания;
– интровертность, когда ему сложно работать в группе людей;
– последствия различных травм.
И ведь различные разговоры или давление учителя и ваше, честно говоря, будут бесполезны. И разговор с психологом здесь тоже не поможет. Начинать нужно полностью с семьи, причём безотносительно успешности в учебе.
Не надо волноваться и переживать – «кем они будут», ведь они не будут – они уже есть! Так почему же наши дети должны чувствовать, что их приняли и полюбили, только когда они проявили успешность? Детей надо любить вне зависимости от их успехов, им и так тяжело – мы здорово перегружаем ребенка нашими ожиданиями, что часто они даже уже и не знают, чего сами хотят…
И ваш ребенок должен знать, что его любят «просто так», за то, что он есть, он не должен заслуживать вашу любовь и уважение, он не должен бояться быть выгнанным из дома за неоправданные ожидания. Он должен уверенно знать, что он любит и любим! А мотивация… мотивация придет, куда ж ей деваться, ведь детство не бесконечно.