Почему ребенок не хочет учиться?

479
0
Поделиться:

Оглавление:

Каждый год с наступлением нового учебного процесса у многих родителей возникают вопросы: «Почему ребёнок не учится, и как заставить его это делать?»

Некоторые прибегают к самому простому методу – наказанию, другие пытаются решить эту задачу уговорами, третьи обращаются к психологу. Стоит отметить, что ни один метод на самом деле не сработает: наказывая ребенка, вы травмируете его, уговаривая – вряд ли чего-то добьетесь, он в конце концов перестанет вас слушать и все, а психолог тоже не волшебник – не получится у него взмахнуть волшебной палочкой или мотивирующим ремнем и сделать послушного паиньку.

Лучше попросить психолога помочь разобраться в себе и в семье – почему мотивация не появилась или куда пропала. Вы увидите, что основная проблема будет в вас, а не в ребенке.

зачем учитьсяУчиться «надо» – а зачем?

Попробуйте хотя бы для себя ответить на вопросы:

— Ваш ребёнок видит, что вы сами тоже чему-то учитесь?

— А как долго вы сами будете продолжать делать то, что для вас является бессмысленным, при этом не получая внутреннего вознаграждения и не видя результата?

— У вас самих-то есть она, высокая мотивация, при рутинных и неинтересных обязанностях?

—  Каково это – быть без свободного времени, но постоянно находиться под прицелом оценок?

— А вы-то вы легко оправдываете ожидания других?

— Ну и наконец – вы счастливы?

Конечно, многие не согласятся и начнут говорить про слово «надо»!

Возможно, вы огорчитесь, но с новым поколением это слово не работает. Наши детки часто и умело задаются вопросом: «Зачем?», и стоит отметить, что сконцентрированы они только на том, в чём видят смысл. Если у нас не получается его «показать», они находят самостоятельно «осмысленное» и чаще всего то, что связанно с удовольствием (например, игра).

к оглавлению ↑

План действий режим

Требовательные слова «должен», «надо» говорят о развитии отдела мозга, отвечающего за контроль над импульсами, в современном мире у детей именно эта часть мозга начинает работать намного позже. У подростков же она может даже выпасть из активности.

Но это решаемо, для того чтобы слова с этой частью мозга работали вместе, необходимо:

— иметь ежедневное расписание и режим дня;

— стараться максимально планировать и чтобы у ребёнка в этих планах была постоянная, пусть и небольшая, но ответственность;

— создать определенные ритуалы семьи – например, поощрение вопросов и  поиски ответов, когда вы все вместе узнаете что-то новое;

— и главное, пусть ваши ценности будут не на словах, а совпадают с вашими поступками, чтобы не было «двойных посланий» (например, говорить «курить плохо», а самому продолжать это делать).

к оглавлению ↑

мотивацияА вы идете на работу с мотивацией?

Давайте рассмотрим  параллели, как ребенок идёт в школу с мотивацией и как взрослый отправляется на работу с мотивацией.

— Игровая мотивация – ребёнок может в школу приносить игрушки или «играть» по своим правилам и в любой момент может сказать «стоп игра», выйдя из учебного процесса. Взрослый – «играет», не подчиняется режиму рабочего дня, дедлайнам, делает только то, что интересно, и избегает ответственности.

— Социальная мотивация – это когда ребёнок идет в школу для дружбы, и, как правило, в ущерб учебе. Если его отношения там не сложатся, может отказаться учиться. Взрослый – идёт для удовлетворенности контактами, например, в рабочее время сидит в социальных сетях.

— Мотивация достижений, то есть ребёнок отправляется в школу за одними пятёрками, если не получается быть «на коню», мотивация снизится.  Взрослый пойдет на работу за определенным статусом, признанием коллег, похвалой начальства и зарплатой.

— Учебная мотивация – ребёнок осознанно идёт в школу просто учиться, взрослый – чтобы реализовать свой потенциал.

Учебная мотивация – самая зрелая, то есть до неё часто нужно просто дозреть, поэтому и не отдают детишек до 7 лет в школу.

к оглавлению ↑

Как быть и что делать?учеба

Возьмите за основу версию, что у любого здорового ребёнка, которому ничего не угрожает и который чувствует себя в безопасности, должно быть нормальное естественное стремление – развиваться, «расти-жить».

Если эта мотивация снизилась или вовсе пропала, то возможно:

1.Ребёнку небезопасно и страшно

Имейте в виду, когда ему страшно, он перестанет воспринимать новую информацию, когда он пребывает в хроническом стрессе в первую очередь страдает долговременная память, и детям действительно становится сложно запоминать стихи, таблицы и формулы.

Чего может бояться ребенок:

— в определенный момент он упустил азы или предыдущий материал, и теперь волнуется за неуспеваемость;

— у ребёнка появился страх перед конкретным учителем;

— у ребёнка плохие отношения с некоторыми одноклассниками, например, из-за того, что они его дразнят.

— ребёнок испытывает боязнь совершения ошибок – ведь школа по большей части заточена на поиск ошибок, а не на подчеркивание успехов. Здесь ваша задача состоит в том, чтобы ребёнок понял, что ошибаться можно, а вы должны всегда отмечать успехи и приложенные усилия ребенка.

— ребенок стесняется ходить в школе в туалет, и ему гораздо легче саботировать занятия, чем сознаться в этом.

2. Ребёнок просто устал

Следите за его самочувствием не только когда температура, если заметите бледность, синяки под глазами – пропейте курс витаминов, дайте возможность отоспаться и как можно чаще гуляйте.

3. Ребенок оказывает сопротивление

Это может быть сопротивление:

— всей школьной системе – её жестким правилами, обязанностям, авторитарности, лично школе – за отсутствие свободного времени;

— учителю, который не вызывает доверия и уважения;

— родителям – например, когда родители думают только о «фасаде» успешности, когда они оказывают давление или бывают несправедливы. Ребёнок даже может мстить за причиненную боль и обиды;

— родителям, у которых самооценка напрямую зависит от успеха детей;

— родителям – перфекционистам.

4. Ребёнка могут раздирать внутренние причины:

— разочарование – не верит, что может быть успешным;

— считает свои действия бессмысленными;

— неуверенность в себе;

— неуспешность – для него это способ привлечения внимания;

— интровертность, когда ему сложно работать в группе людей;

— последствия различных травм.

И ведь различные разговоры или давление учителя и ваше, честно говоря, будут бесполезны. И разговор с психологом здесь тоже не поможет. Начинать нужно полностью с семьи, причём безотносительно успешности в учебе.

Не надо волноваться и переживать – «кем они будут», ведь они не будут – они уже есть! Так почему же наши дети должны чувствовать, что их приняли и полюбили, только когда они проявили успешность? Детей надо любить вне зависимости от их успехов, им и так тяжело – мы здорово перегружаем  ребенка нашими ожиданиями, что часто они даже уже и не знают, чего сами хотят…

И ваш ребенок должен знать, что его любят «просто так», за то, что он есть, он не должен заслуживать вашу любовь и уважение, он не должен бояться быть выгнанным из дома за неоправданные ожидания. Он должен уверенно знать, что он любит и любим! А мотивация… мотивация придет, куда ж ей деваться, ведь детство не бесконечно.

учеба

Прокомментировать